Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. В современных экономических условиях про-блематика кризисных тенденций в стране является наиболее актуальной и изучаемой темой. Последствия экономического кризиса, который затронул все без исключения сектора экономики, должны быть преодолены с помо-щью эффективных экономических инструментов. Разработка антикризис-ных мер - один из немногих механизмов, эффективность которого уже до-казана.
Фундаментальные и специфические условия существования россий-ской экономики, долгосрочное реформирование экономических процессов, проблема неплатежей и недостаточное внимание региональных и феде-ральных властей к экономическим проблемам привели к обострению кри-зиса в российской экономике. Сложившаяся ситуация привела значитель-ную часть предприятий всех отраслей к дефицитному состоянию, характе-ризующемуся низким уровнем конкурентоспособности, неликвидностью активов, слабой платежеспособностью, низкой рентабельностью производ-ства. Вывод компаний из этого состояния - это разработка и внедрение мер и инструментов, которые на практике называются антикризисным управ-лением.
Фундаментальным фактором антикризисного управления является обеспечение того, чтобы финансовые трудности и кризисные тенденции не могли быть постоянными, стабильными и оказывать существенное влияние на деятельность компаний в частности и регионов в целом. Эта динамика может быть достигнута за счет ускоренных и эффективных реакций, изме-нений внешней и внутренней среды, реализуемых с помощью заранее раз-работанных альтернатив, программ действий, предусматривающих раз-личные действия в зависимости от ситуации.
Вопросам развития теории и практики антикризисного управления и антикризисных мер посвящено большое количество работ российских ученых. Наиболее известными среди них являются труды Т.Н. Бабич. Л.Е. Басовский, И.А. Василенко, С. Елкин, И.Н. Ильина, Р.В. Леньков и других.
Цель работы – предложить пути совершенствования системы анти-кризисного регулирования экономического развития на примере Чукот-ского автономного округа.
В процессе работы необходимо решить следующие задачи:
-рассмотреть регион как объект антикризисного управления;
-изучить методы и инструменты антикризисного управления регио-ном;
-исследовать нормативно-правовые основы антикризисного управле-ния регионом;
-выполнить анализ социально-экономического положения Чукотско-го автономного округа;
-провести исследование антикризисных мер, разработанных и при-меняемых в Чукотском автономном округе ;
-разобрать совершенствование системы антикризисного регулирова-ния экономического развития на примере Чукотского автономного округа.
Объектом работы является Чукотский автономный округ.
Предметом исследования является антикризисные меры управления регионом.
К методическим инструментам можно отнести следующее: математи-ческие методы (сравнение, метод матриц, моделирование), а также гори-зонтальный и корреляционно- регрессионый анализы.
Информационной основой для исследования послужили работы рос-сийских экономистов в области антикризисного управления, регулирова-ния и диагностики, а также совокупность статистических данных о соци-ально-экономическом положении региона и программах антикризисных мер.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Теоретические основы антикризисное управление регионом
1.1. Регион как объект антикризисного управления
В современных российских условиях посткризисного периода стано-вится очевидной возрастающая роль регионов в социально - экономиче-ской и политико-правовой жизни страны, а прогнозы их развития стано-вятся актуальными в процессе перехода к фазе стабилизации. Антикризис-ное управление развитием региона объективно вытекает из необходимости обеспечения социальной функции и миссии региона в нестабильной обста-новке [32].
Антикризисное управление - это управление социально-экономической системой, в которой происходят контролируемые процессы прогнозирования кризисов, уменьшения их негативных последствий, а также устранения причин кризиса с целью устранения препятствий для дальнейшего развития. Регион как социально - экономическая система находится под антикризисным управлением [20].
Антикризисное управление регионом можно разделить на два уров-ня:
- Национальный-это построение системы управления отстающими регионами с целью максимального повышения благосостояния общества в целом (а не каждого региона), а также сглаживания межтерриториальных пропорций экономики;
- региональный подразумевает регулирование процессов социально - экономического развития в данном регионе с целью повышения благосо-стояния населения, проживающего в нем.
Кризисное управление развитием региона может решать задачи пре-одоления структурных кризисов и кризисов, связанных с падением общей экономической конъюнктуры. С точки зрения развития региона особый интерес представляет разработка системы антикризисных мер, направлен-ных на преодоление структурного кризиса на региональном уровне.
К основным элементам антикризисного управления регионом отно-сятся: прогнозирование кризиса, смягчение его последствий; устранение причин кризиса с целью устранения препятствий для дальнейшего разви-тия [11].
Рассмотрим элементы антикризисного управления регионом более подробно.
1.предвидеть кризис. Наиболее сложной задачей при реализации макропрогнозирования является прогнозирование циклической динамики исследуемых объектов, изменений циклов и их фаз, повторяющихся кризи-сов. Прогнозирование кризисов на региональном уровне практически от-сутствует. Например, в России валовой региональный продукт на душу населения является самым высоким в регионах, где высокая концентрация производства приходится на одну отрасль – горнодобывающую промыш-ленность или где есть крупные производства. В то же время очевидно, что снижение активности в конкретной отрасли может привести это террито-риальное образование в кризисное состояние [26].
Одним из элементов прогнозирования кризиса на государственном уровне может быть типология регионов по уровню социально-экономического развития. Эта типология представлена, в частности, Ми-нистерством регионального развития Российской Федерации. Однако для того, чтобы типология решала проблемы антикризисного управления, необходимо разделить регионы на однородные группы и постоянно от-слеживать эволюцию их основных характеристик, чтобы понять, каких ре-сурсов не хватает для полноценного развития региона [17].
2.смягчение последствий кризиса. В современной региональной по-литике России доминирует теория "точек роста", которая, естественно, подразумевает сокращение прямых государственных инвестиций в депрес-сивные регионы. Во время кризиса 2018-2019 годов помощь депрессив-ным регионам со стороны федерального центра в основном заключалась в поддержке регионального рынка труда, что, безусловно, позволило ча-стично решить проблему краткосрочной занятости, но в то же время поз-волило сохранить неэффективное производство.
3.практически невозможно устранить причины кризиса, с тем чтобы устранить препятствия на пути будущего развития. В структуре экономики депрессивных регионов существенных изменений не произошло, хотя оче-видно, что существуют глубокие структурные проблемы. Отрадно отме-тить, что в последнее время приоритеты региональной политики измени-лись: вместо инвестиций в инфраструктуру отстающих регионов акцент был сделан на выявлении факторов конкурентоспособности. Внутренние, а не внешние факторы стали рассматриваться как основные факторы соци-ально - экономического развития регионов [27].
Оценка факторов развития является одним из основных требований Стратегии развития региона. Однако не все регионы Российской Федера-ции учитывают их и одинаково оценивают в своих стратегических доку-ментах. В результате трудно сделать выводы о состоянии того или иного фактора, основываясь только на данных, имеющихся в региональных стратегических документах [16].
К сожалению, российские регионы не располагают комплексными инструментами антикризисного управления, не принимают срочных мер по преодолению структурных кризисов. Часть этих проблем рассматрива-ется в стратегиях развития региона, программах социально-экономического развития субъектов, стратегиях федеральных округов и ведомственных программах [31].
Стратегии развития регионов в том виде, в каком они существуют сейчас, не могут стать эффективным инструментом, поскольку не соответ-ствуют ряду принципов антикризисного управления.
Основным недостатком стратегии развития региона является дли-тельный срок реализации (20 лет), то есть нарушается принцип срочности антикризисного управления. Медленные темпы перемен могут лишь усу-губить ситуацию в регионе. Программы социально-экономического разви-тия, которые принимаются в соответствии с этапами реализации стратеги-ческих документов, также не смогут служить комплексными антикризис-ными программами. Часто они носят лишь номинальный характер и копи-руют саму стратегию развития. Все эти документы принимаются регио-нальными властями без подробного обсуждения [23].
Таким образом, региональное антикризисное управление как эффек-тивный инструмент структурной перестройки региональной экономики должно способствовать созданию благоприятного инвестиционного кли-мата в регионе, созданию новых рабочих мест, внедрению новых методов прогрессивные меры регионального управления и повышение эффективно-сти деятельности предприятий, расположенных на территории соответ-ствующего субъекта РФ.
Следует отметить, что антикризисное управление на региональном уровне должно строиться на основе комплексных антикризисных мер с предварительным выявлением кризисных факторов в регионе, обоснова-нием факторов конкурентоспособности, которые рассматриваются как условия для дальнейшего развития, разработка плана на переходный пе-риод необходимо создать систему прогнозирования кризисов, основанную на динамической типологии регионов и мониторинге социально-экономической и финансовой ситуации в регионе. Что, в свою очередь, позволит повысить качество и эффективность управления регионами [12].
1.2. Методы и инструменты антикризисного управления регионом
Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наибо-лее важными из них: предотвращение кризиса; подготовка к его возникно-вению; ожидание зрелости кризиса для его преодоления; противодействие кризисным явлениям, замедление его процессов; стабилизация ситуаций за счет использования резервов, дополнительных ресурсов; расчетный риск; последовательный выход из кризиса; прогнозировать и создавать условия для ликвидации последствий кризиса [21].
Используя результаты анализа концепции антикризисного управле-ния в рамках данного исследования с точки зрения технологичности, си-стематичности и полноты, мы сравниваем общие методы антикризисного управления и методы, выделенные в исследовании, для определения мето-дов антикризисного управления экономическим потенциалом в системе управления регионом (табл. 1).
Таблица 1 - Методы и инструменты антикризисного управления эко-номическим потенциалом в системе управления регионом
Составлено на основе [25].
Применяя стратегии антикризисного управления, необходимо учи-тывать методы, характерные для антикризисного управления, то есть ме-тоды и инструменты диагностики, прогнозирования, регулирования и кон-троля в кризисных ситуациях [28].
В научной литературе используются такие методы антикризисного управления:
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о по-правках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 01.07.2020 N 11-ФКЗ) [Текст] // Россий-ская газета от 25 декабря 1993 г. N 237
2. Об арбитражных судах в Российской Федерации [Текст]: Федер. закон т 28.04.1995 № 1-ФКЗ (ред. от 22.12.2017) //«Собрание законода-тельства РФ», 07.01.2013, N 1, ст. 13.
3. Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Рос-сийской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 42. – С. 9973-9974.
4. Об утверждении Основ государственной политики в сфере страте-гического планирования в Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 08.11.2021 г. № 633 // «Российская газета», N 249, 22.12.2001.
5. О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации [Текст]: Указ Президента РФ от 18.03.2022 N 126 (ред. от 23.11.2022) // Собр. за-конодательства Рос. Федерации. – 1996. – № 17. Ст. 1915; 2018, – № 41. Ст. 6190.
6.О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года [Текст]: Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
7.О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Текст]: Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
8. О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы [Текст]: Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203 // «Российская газета», N 256, 31.12.2001.
8.О судебной системе Российской Федерации [Текст]: Федер. закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) // Собрание законодательства РФ, 06.01.1997, № 1, ст. 1.
10. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года [Текст]: Распоряжение от 16 июля 2014 года N 290-рп // URL: https://docs.cntd.ru/document/446123709 (дата обращения: 01.02.2023).
11.Бабич Т.Н. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Т.Н. Бабич. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 336 c.
12.Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие / Л.Е. Басовский. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2021. - 260 c.
13.Белокрылова О.С. Региональная экономика и управление: учеб-ное пособие / О. С. Белокрылова . – М.: Юнити-Дана, 2020. – 240 с.
14.Божко Ю.Н. Современные подходы к управлению региональным развитием/ Ю.Н. Божко // Социально-экономические явления и процессы. – 2020. - № 9.
15.Буреш О.В. Управление региональным развитием / О.В. Буреш, Н.Н. // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. - № 13.
16.Василенко Н.А. Государственное и региональное управление: Учебник / Н.А. Василенко. – М.: Юрайт, 2020. – 415 с.
17.Вдовин С.М. Стратегия и механизмы устойчивого развития реги-она: Монография / С.М. Вдовин. – М.: Инфра-М, 2021. – 154 с.
18.Гаврилов А.И. Региональная экономика и управление. Учебное пособие / А.И. Гаврилов. – М.: Юнити-Дана, 2022. – 239 с.
19.Глазунова Н. И. Система государственного и регионального управления: учебник / Н.И. Глазунова. – М.: Проспект, 2022. – 630 с.
20.Голикова Г.В. Управленческая экономика: Учебное пособие / Г.В. Голикова. – М.: Инфра-М, 2022. – 216 с.
21.Гришин В.Ю. Организация управления экономикой в регионе / В.Ю. Гришин // Экономические науки. – 2020. - № 1 (86).
22.Елкин С. Развитие социально-экономического потенциала регио-на. Учебное пособие / С. Елкин. – М.: LAP, 2020. – 208 с.
23. Ершов В.А. Государственное и региональное управление: учебное пособие / В.А. Ершов. – М.: ГроссМедиа, 2020. – 255 с.
24.Зотин А. О региональной политике и региональном неравенстве в России / А. Зотин // Коммерсантъ-Деньги. – 2021.
25.Ильина И.Н. Региональная экономика и управление развитием территорий. Учебник / И.Н. Ильина. – Люберцы: Юрайт, 2021. – 351 c.
26.Кайль Я.Я. Система государственного и регионального управле-ния: учебное пособие / Я.Я. Кайль. – Ростов н/Д.: Феникс, 2021. – 364 с.
27.Калинникова И.О. Управление социально-экономическим потен-циалом региона. / И.О.Калинникова.– СПб.: Питер, 2020. – 240 с.
28.Кузьбожев Э.Н. Экономическая география и регионалистика. Учебное пособие / Э.Н. Кузьбожев. – М.: Юрайт, 2020. – 537 с.
29.Кузнецов А.В.Системная диагностика экономики региона / А.В. Кузнецов, О.В. Кузнецова. – М.: Книжный дом «Либроком», 2020. – 232 с.
30.Кузык Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование/ Б.Н.Кузык. – М.: Экономика, 2021. – 604 с.
31.Курнышев В.В. Региональная экономика. Основы теории и мето-ды исследования. Учебное пособие / В. В. Курнышев. – М.: Наука, 2020. – 264 с.
32.Леньков Р.В. Социальное прогнозирование и проектирование. Учебное пособие / Р.В. Леньков. – М.: Форум, 2020. – 184 с.
33.Чукотка.рф - Официальный сайт Чукотского автономного округа